«В 2022 году мы приняли все законопроекты, которые были. На январь и начало года пока ничего не поступало. Конечно, очень волнует лекарственное обеспечение, но такие изменения в законодательство мы ждем от правительства уже многие годы. Считаю, что все-таки должно быть страхование, иначе мы не справимся, особенно в нынешней ситуации. Это желание многих медицинских работников и граждан России. Несомненно, делается многое. Мы только недавно приняли закон о переводе 14 орфанных заболеваний лиц до 18 лет в «Круг добра». Для взрослых остается гораздо больше средств, но это все равно не решает проблемы: лекарственное обеспечение — это прерогатива государства. И все-таки увеличили возраст пациентов, которые могут получать помощь от фонда «Круг добра», с 18 до 19 лет, чтобы успеть передать их во взрослую сеть. Считаю, что это хорошая инициатива», — сказала Соломатина.
Она отметила, что законопроект о лекарственном страховании крайне сложен и нуждается в многочисленных обсуждениях и слушаниях. Также депутат подчеркнула, что закон должен облегчать жизнь граждан, а не наоборот.
Как действует лекарственное страхование в других странах?
Зарубежные страны уже давно имеют свой опыт "лекарственного страхования". В принципе и в России эта возможность уже давно рассматривалась, она заложена в Стратегии лекарственного обеспечения населения до 2025 г.
В странах Европы и Нового света чаще всего в лекарственном обеспечении участвуют "страховые компании", так как лечение порой затяжное и дорогостоящее. Модели же обеспечения выбраны разные, но при этом они проходят под контролем страховых выплат.
· управление собственно назначением лекарств;
· методы регулирования цен для льготных категорий,
· способы и объемы компенсации затрат способы (за счет государственных источников, за счет общественных источников);
· способ формирования ограничительных перечней лекарств (положительный список, содержащий только проверенные препараты по заранее установленным ценам, либо отрицательный список, состоящий из запрещенных к возмещению препаратов).
Во Франции, Бельгии, Швеции и Японии используется положительный список (с разным подходом к ценообразованию), в Германии — отрицательный список, в Великобритании — выборочный отрицательный список, в Испании — оба варианта на фоне эталонных цен. В США действуют в большинстве случаев общественные программы здравоохранения и частное страхование.
В России попытки "лекарственного страхования" изначально были связаны со страхованием жизни, страхованием от неизлечимых заболеваний (чаще всего рака), с потерей трудоспособности и необходимостью реабилитации.
Во Франции также при покупке лекарств по рецепту действует принцип возврата части личных средств пациента после оплаты (возврат на личный счет), а в Израиле в больничных кассах все пациенты изначально оплачивают лишь 15% стоимости лекарств (остальные 85% вносит страховая компания).
Лекарственное обеспечение российских граждан к сожалению недостаточно и неэффективно. Практически 80% россиян покупают лекарственные средства самостоятельно, пенсионеры часто выбирают компенсацию вместо получения лекарств (так как получение связано с необходимостью посещать множество инстанций, поиском препарата, а также тем, что зарубежные аналоги приобретать запрещается).
На фоне этого в стране существует программа лекарственного обеспечения, адресованная льготным категориям граждан (менее 6 млн. человек), которая и является, по сути, отечественным лекарственным страхованием для 3-4% населения. Для всех остальных — отдельные предложения страховщиков. Возможно введение программ лекарственного страхования сможет несколько изменить ситуацию, главное, чтобы все меры были продуманными и направленными на помощь людям, но при этом оставляли им необходимый выбор.