Электронные рецепты и продажа рецептурных лекарств онлайн должны стать привычными
В России активно обсуждается возможность получения рецептурных средств через онлайн-аптеки, маркет-плейсы и электронный заказ с курьером. Это нужно и работающим людям и инвалидам, а также пенсионерам, онкобольным и тем, кто по тем или иным причинам не может следить за появлением нужного лекарства на полках аптек. К тому же электронный заказ обеспечивает удобство доставки, возможность забрать препарат срочно (если он понадобился) или в удобное время.
Эксперты на прошедшей сессии (состоящейся в рамках Недели российского ритейла) подчеркнули, что всплеск электронных заказов на лекарства наблюдался во время пандемии COVID-19 в 2020 году, когда было разрешено продавать лекарства, на которые не требуется рецепт. Онлайн продажи оказались выгодны и для селлеров, и для клиентов, которые быстро привыкли к продаже лекарств онлайн. Теперь дистанционную торговлю осуществляют более 500 аптек на территории страны.
Новое достижение - эксперимент, по дистанционной продаже рецептурных лекарств. Выступающие подчеркнули, что проблема часто заключается в рецептах и даже в обычных аптеках порой фигурируют неправильно заполненные рецепты или даже просто назначения лекарств. Чтобы стимулировать систему и эксперимент, нужно убеждать врачей выписывать электронные рецепты. Но есть и определенная проблематика - как совместить бумажные и электронные рецепты. Может получиться, что в одном процессе будут задействованы две схемы – бумажная и электронная. В идеале должны быть только электронные рецепты. Технологически продажа рецептурных лекарств должна быть похожа на доставку безрецептурных. Отдельной строкой идут препараты, требующие особых условий доставки (температурного режима, срока годности, инъекционные препараты). Сейчас планируется реализовать простую бизнес-модель: заказ по Интернету, передача заказа в аптеку (или маркет-плейсу) и доставка курьером (или самостоятельный приход в аптеку).
К сожалению, многие производители фармы или продавцы не видят своей выгоды, так как старая схема и так работает, а на электронные заказы рецептурных лекарств пока приходится малая доля рынка. При этом ритейлеры отметили, что очень надеются на то, что и население привыкнет к заказу рецептурных лекарств таким образом и условия для продавцов будут созданы самые лояльные.
Успех эксперимента по дистанционной торговле рецептурными препаратами во многом зависит от того, насколько грамотно и удобно выстроен пользовательский путь. Об этом заявил генеральный директор ООО «Здравсити» Борис Попов (об этом пишет Фармацевтический вестник). На сегодняшний день маркетинговая воронка, привлекательная для пациентов с электронными рецептами (ЭР), пока не сформирована, подчеркнул он. "Нужно встроить электронный рецепт как понятный элемент в цепочку шагов пользовательского пути, и тогда все трудности внедрения ЭР будут сняты". «Здравсити» заинтересован в том, чтобы система электронного рецепта развивалась, потому что запрос на доставку от граждан (и даже организаций) есть. Отметим, что маркетплейс здоровья «Здравсити» интегрировался со столичной системой ЕМИАС и стал первым онлайн-сервисом в Москве, который будет осуществлять курьерскую доставку лекарств по электронным рецептам.
«Как участник эксперимента по дистанционной продаже RX-препаратов мы выбрали самый большой регион и самого прогрессивного оператора, — рассказал он. — В Москве есть подготовленные цифровизированные пользователи разных возрастов и реальный физический спрос, чтобы отточить все процессы. Мы провели внутренние тесты по доставке, они прошли успешно. Однако если говорить о внешних пользователях, заказывающих по электронным рецептам, то их очень мало».