АСИНФ провел семинар "Кадровое обеспечение госпрограммы "Фарма - 2030"
Ведущие эксперты - представители вузов обсудили вопросы обучения и трудоустройства студентов, обучающихся по направлению "Фармация". Семинар прошел на платформе Webinar.ru и собрал представителей преподавательского корпуса вузов России, студентов и лиц делового и фармацевтического сообщества, а также производителей.
Информационными партнерами семинара выступили крупнейшие СМИ в сфере фармацевтики и медицины: "Фармацевтический вестник" и Фармпром. Их отдельно поблагодарили в эфире за поддержку важного начинания.
Модератором выступил Валерий Дмитриевич Дзгоев, исполнительный директор Ассоциации содействия студентам и аспирантам в области фармацевтики. Проблемы, поднятые на семинаре для отрасли уже не являются новыми - необходимость получения практических знаний, глубокая профориентация и сотрудничество с фармацевтическими компаниями, которые хотели бы получать специалистов, которых не придется "доучивать" или переучивать. Все эти "вызовы времени" хорошо знакомы профессионалам - руководству вузов и преподавателям.
Дискуссия получилась теплой, многопрофильной и включала в себя рассмотрение фармацевтического образования не только в России, но и в союзном государстве - в Белоруссии. Первой слово предоставили Гуриной Наталье Сергеевне, д.б.н., заведующей кафедрой организации фармации, Белорусский государственный медицинский университет (БДМУ). Она познакомила собравшихся с особенностями подготовки специалистов фармацевтической отрасли РБ. Интересно то, что в Республике Беларусь соседствуют как государственные, так и частные аптеки, но при этом право изготавливать лекарства - только у государственных. Имеются также и аптеки при больницах и поликлиниках, но только представленные государством. Лекарства могут предлагаться и на так называемых ФАПах - в сельской и деревенской местности. Здесь на провизора ложатся дополнительные обязанности, часто еще и врача-диагноста, если больница или поликлиника находятся вне зоны быстрой досягаемости.
Куркин Денис Владимирович, директор научно-образовательного института фармации (ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России) поднял актуальный для большинства вузов вопрос ранней профориентации студентов. Ведь чем раньше студент определиться с тем направлением, по которому хочет развиваться, чем раньше выберет созвучную ему тему дипломной работы, тем эффективнее будет проходить подготовка. Он также отметил важность вуза в этой работе - вовлеченности студентов в конференции и круглые столы, повышение их заинтересованности в достижении результата (а не простом получении диплома).
Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток активно поддержали идею семинара. Заместитель директора по управлению персоналом и организационному проектированию Казакова Елена Владимировна, выступила с сообщением, касающимся трендов в обучении фармацевтов и специалистов, которые затем придут на производство. "Образование для разработчиков лекарственных средств, что нужно исправлять и что нужно делать заново? - такой вопрос она подняла в своей презентации. Елена Владимировна рассказала о личном опыте своей компании, особенно популярной методике "Школа наставничества" (надо сказать, что ее часто используют на производствах).
История Санкт-Петербургского НИИ вакцин и сывороток начинается в 1886 году с создания специальных медицинских учреждений для проведения прививок против бешенства, именуемых тогда «Пастеровские станции». 1 октября 1938 г. Сывороточно-вакцинный отдел Института Экспериментальной Медицины был выделен в самостоятельный институт Минздрава СССР и назван «Ленинградский научно- исследовательский институт вакцин и сывороток», сегодня - СПбНИИВС. Сейчас СПбНИИВС находится на переднем крае борьбы с заболеваниями. Елена Владимировна рассказала о разработке вакцин от коронавируса, гриппа, производстве туберкулезного аллергена. Кадры приходится воспитывать самостоятельно, применяя для этого новые методики и подходы.
Задачей своего выступления Каленикова Елена Игоревна, заведующая кафедрой фармацевтической химии, фармакогнозии и организации фармацевтического дела Факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ), профессор, доктор наук (фармацевтическая химия, фармакогнозия) поставила цель познакомить с процессом образования будущих фармацевтов в МГУ и важностью научно-исследовательских работ в процессе формирования специалиста. В 2011 году на государственном уровне университету было позволено перейти на 6-летнюю программу подготовки. Ранее МГУ выпускал студентов после 5 лет обучения на специалитете. Естественно, выполнять Федеральный стандарт в полном объеме в рамках такого срока было сложно и научная подготовка требует дополнительных временных затрат для того, чтобы провизор получил нужные компетенции. Набор и выпуск специалистов с 2011 года проводится с добавлением необходимых разработчикам лекарств предметов (клеточная биология, общая генетика, фармакогенетика). Студенты должны выходить с пониманием того какие процессы происходят в организме и как с помощью лекарств на это можно влиять. Все знания необходимые для будущих конструкторов, разработчиков и испытателей лекарств. Студентов обучают принципам конструирования лекарств и препаратов, а также дают знания по регуляторике. В структуре МГУ присутствует институт регенеративной медицины, результатом действия которого являются лекарственные препараты данной сферы. И многие обучающиеся выбирают этот институт, как место для проведения НИР.
Покровский Вадим Сергеевич, заведующий кафедрой биохимии, Российского Университета Дружбы Народов, заведующий Лабораторией биохимических основ фармакологии и опухолевых моделей НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина МЗ РФ; доктор медицинских наук (онкология, биохимия) выступил и как преподаватель и как специалист, работающий в сфере разработке и испытания компонентов лекарственных средств. Он коснулся в докладе специфики разработчиков и их компетенций. "Я не буду говорить о провизорах, но сконцентрируюсь на разработчиках, именно они ответственны за процессы разработки новых лекарств" - подчеркнул он. Ранняя разработка ложится на плечи выпускников химиков, а порой и физиков. Но при этом это специалисты химики-органики, но не ориентированные на производство лекарственных препаратов. "Те базовые специальности, которые у нас есть - это хорошие исследователи, но не производители лекарств" - отметил Вадим Сергеевич. То есть они порой и не представляют, что синтезированное вещество должно потом пройти и другие процессы и превратится в лекарство. При этом есть и другая проблема - выпускники фармацевтических факультетов тоже не слишком хорошо представляют происходящие процессы. Из них готовят или работников аптек, или специалистов, оценивающих качество уже производимых лекарств.
У многих специалистов доклинических исследований отсутствует фокус на лабораторных животных. И в клинические исследования приходят специалисты "лечебного дела", но при этом в вузах отсутствует научно-исследовательский компонент. В вузах не учат их проводить и даже планировать. Регуляторики в этом отношении также нет. Вадим Сергеевич сформулировал те претензии, которые поступают к пришедшей молодежи от рынка разработчиков лекарственных средств: у молодых специалистов нет системности, они не видят всей полноты картины, не понимают регуляторной и медицинской логики разработки, не понимают экономических ограничений и целесообразности разработки. Эти и другие проблемы: устаревшие представления , отсутствие необходимых компетенций в сфере клинических исследований и др. мешают молодым специалистам стать востребованными у фармацевтических компаний и лабораторий.
Завершала программу семинара Джавахян Марина Аркадьевна, Заместитель директора научно-образовательного института фармации МГМСУ им. А.И.Евдокимова, доктор фармацевтических наук с докладом о междисциплинарном подходе при подготовке специалистов в области фармации. Марина Аркадьевна рассмотрела аспекты регуляторики, формирование "нового образа" аптеки, которая будет рассматривать не только лекарственное средство, но и взаимозаменяемость, взаимодействие, особенности.
Практические занятия по фармацевтической технологии включают изготовление лекарственных форм, но при этом студенты далее задают вопрос "А что можно с нею делать?". И вот здесь важна интеграция разных сфер. Рассмотрение и вопросов хранения, законодательства, технологический контроль качества и т.д. Качественный и количественный анализ лекарственной формы. При междисциплинарном подходе можно заинтересовать студентов, расширить их кругозор, ррзаставить их заинтересоваться вопросами создания и реализации лекарств. Трансфер технологий невозможно провести между практических знаний одновременно с теорией. Невозможно провести его без договоренностей с фармацевтическими компаниями и проведением практик на производственных площадок. Необходимо формировать не только основные, но и дополнительные компетенции у студентов.
Встреча прошла в теплой и дружеской обстановке, также единодушно было принято решение продолжить хорошую традицию и содействовать развитию сотрудничества между вузами, фармацевтическими компаниями, а также получению практических знаний теми, кто составит новую кадровую смену в сфере фармацевтики. Почти все спикеры отмечали, что в стране не хватает профессионалов сферы фармацевтики, они востребованы и их заработная плата обычно выше, чем у других специалистов. Но при этом необходимо менять учебные программы или дополнять их соответственно требованиям дня сегодняшнего.
Все желающие могут посмотреть доклады в записи эфира по ссылке:
https://events.webinar.ru/34461775/1576540990/record-new/757187325